Урок № 101. Общие сведения о глаголе (часть 1)

 

УРОК № 101. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГЛАГОЛЕ (часть 1)

(из авторского курса «Практический иврит – шаг за шагом»)

А. Грибер

На данном уроке вы начнёте знакомиться с общими сведениями о такой части речи как глагол.

 

Слово פּוֹעַל (пОал) со значением «глагол» представляет часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, соотнесённое со временем протекания процесса и с лицом, производящим действие.

 

В иврите, как и в русском языке, глаголы имеют форму времени, то есть они изменяются по временам.

 

Словосочетание זמַן הוֹוֶה (зман hовЭ) имеет значение «настоящее время».

Глагол настоящего времени является как бы промежуточной формой между глаголом и существительным и может быть также причастием, прилагательным и существительным.

В качестве настоящего времени в иврите используются причастия, которые имеют только формы рода (мужской и женский) и числа (единственное и множественное), однако по лицам они не различаются. Благодаря этим качествам, причастия очень близки к именным частям речи (существительному и прилагательному).

 

Словосочетание זמַן עָבָר (зман авАр) имеет значение «прошедшее время».

Глаголы прошедшего времени в формах 1-го лица единственного и множественного числа («я», «мы»), а также 3-го лица множественного числа («они») не различаются по родам.

 

Словосочетание זמַן עָתִיד (зман атИд) имеет значение «будущее время».

В иврите, в отличие от русского языка, есть только формы простого будущего времени.

Глаголы будущего времени в формах 1-го лица единственного и множественного числа (אני, אנחנו) не различаются по родам.

 

В иврите, как и в русском языке, глаголы могут изменяться по лицам.

1-е лицо — גוּף רִאשוֹן (гуф ришОн) изменяется по числам:

Слово מְדַבֵּר (мэдабЭр) со значением «говорящий» обозначает 1-е лицо единственного числа («я»).

Слово מְדַבּרִים (мэдабрИм) со значением «говорящие» обозначает 1-е лицо множественного числа («мы»).

 

2-е лицо — גוּף שֵנִי (гуф шэнИ) изменяется по родам и числам:

Слово נוֹכֵחַ (нохЭах) со значением «присутствующий» обозначает 2-е лицо мужского рода единственного числа («ты» — м. р.).

Слово נוֹכַחַת (нохАхат) со значением «присутствующая» обозначает 2-е лицо женского рода единственного числа («ты» — ж. р.).

Слово נוֹכְחִים (нохэхИм) со значением «присутствующие (м. р.)» обозначает 2-е лицо мужского рода множественного числа («вы» — м. р.).

Слово נוֹכְחוֹת (нохэхОт) со значением «присутствующие (ж. р.)» обозначает 2-е лицо женского рода множественного числа («вы» — ж. р.).

 

3-е лицо — גוּף שלִישִי (гуф шлишИ) изменяется по родам и числам:

Слово נִסתָר (нистАр) со значением «скрытый» обозначает 3-е лицо мужского рода единственного числа («он»).

Слово נִסתֶרֶת (нистЭрэт) со значением «скрытая» обозначает 3-е лицо женского рода единственного числа («она»).

Слово נִסתָרִים (нистарИм) со значением «скрытые (м. р.)» обозначает 3-е лицо мужского рода множественного числа («они» — м. р.).

Слово נִסתָרוֹת (нистарОт) со значением «скрытые (ж. р.)» обозначает 3-е лицо мужского рода множественного числа («они» — ж. р.).

 

Категорию лица глаголы имеют только в прошедшем и будущем времени. Глаголы настоящего времени по лицам не изменяются.

 

В иврите, как и в русском языке, глаголы могут изменяться по родам. Но так как в иврите нет среднего рода, то глаголы бывают только мужского (זָכָר — захАр) или женского (נְקֵבָה — нэкэвА) рода.

 

В иврите, как и в русском языке, глаголы могут быть в единственном (יָחִיד — йахИд) или множественном (רַבִּים – рабИм) числе.

 

Итак, на данном уроке вы начали знакомиться с общими сведениями о такой части речи как глагол.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *