Урок № 31. Зависимые сопряжённые сочетания существительных (часть 1)

 

УРОК № 31. ЗАВИСИМЫЕ СОПРЯЖЁННЫЕ СОЧЕТАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (часть 1)

(из авторского курса «Практический иврит – шаг за шагом»)

А. Грибер

На прошлом уроке вы познакомились с устойчивыми сопряжёнными сочетаниями существительных.

На данном уроке мы рассмотрим зависимые сопряжённые сочетания существительных и что выражает первое (определяемое) слово в таком сочетании.

 

В зависимых сопряжённых сочетаниях существительных каждое слово сохраняет свои значения. Однако между этими словами существует смысловая зависимость, которая их и связывает.

Главным словом в зависимом сопряжённом сочетании существительных является первое слово, которое называется «определяемым словом». Оно имеет все грамматические формы существительного и может претерпевать различные фонетические и морфологические изменения.

Второе слово в зависимом сопряжённом сочетании существительных называется «определяющим словом». Оно несёт в себе смысловую характеристику, которая не зависит от грамматических форм слова и поэтому обычно не изменяется.

 

Первое слово может выражать отношения своей принадлежности второму слову. Например,

סֵפֶר הַיֶלֶד (сЭфэр hа-йЭлэд) – «книга ребёнка (мальчика)».

 

Первое слово может выражать отношения обладателя к обладаемому. Например,

בַּעַל הַבַּיִת (бАал hа-бАйит) — «хозяин дома, домовладелец».

 

Первое слово может выражать отношения возглавляющего к возглавляемому. Например,

רֹאש הַמֶמשָלָה (рош hа-мэмшалА) — «глава правительства, премьер-министр».

Существительное женского рода единственного числа מֶמשָלָה (мэмшалА) имеет значение «правительство».

 

Первое слово может выражать отношения явления к его возбудителю. Например,

חוֹם הַשֶמֶש (хом hа-шЭмэш) — «солнечное тепло».

Существительное мужского рода единственного числа חוֹם (хом) имеет значения «тепло, жара, теплота; высокая температура (у больного); сердечность».

 

Первое слово может выражать отношения качества к предмету, который обладает им. Например,

לוֹבֶן הַשֶלֶג (лОвэн hа-шЭлэг) — «белизна снега».

Существительное мужского рода единственного числа לוֹבֶן (лОвэн) имеет значение «белизна».

Существительное мужского рода единственного числа שֶלֶג (шЭлэг) имеет значение «снег».

 

Первое слово может выражать отношения причины к следствию. Например,

חִיצֵי מָווֶת (хицЭй мАвэт) – «стрелы смерти, смертоносные стрелы».

Слово חִיצֵי (хицЭй) является сопряжённой формой слова חִיצִים (хицИм), которое образовано от существительного мужского рода единственного числа חֵץ (хэц) со значениями «стрела, стрелка». Окончание (-Им) в сопряжённой форме всегда переходит в окончание (-Эй).

 

Первое слово может выражать отношения следствия к причине. Например,

חוֹלֵה אַהֲבָה (холЭ аhавА) – «больной любовью, томящийся от любви».

Существительное мужского рода единственного числа חוֹלֶה (холЭ) имеет значения «больной человек; больной».

 

Первое слово может выражать отношения предмета к веществу, из которого он сделан. Например,

בֵּית אֲבָנִים (бэйт аванИм) – «дом /из/ камня, каменный дом».

 

Первое слово может выражать отношения предмета к веществу, которое наполняет его. Например,

כּוֹס מַיִם (кос мАйим) – «стакан воды».

 

Первое слово может выражать отношения предмета к месту нахождения. Например,

שְעוֹן קִיר (шэОн кир) – «стенные часы».

Слово שְעוֹן (шэОн) является сопряжённой формой существительного мужского рода единственного числа שָעוֹן (шаОн) со значениями «часы; измерительный прибор».

Существительное мужского рода единственного числа קִיר (кир) имеет значение «стена дома».

 

Первое слово может выражать отношения активного действия, то есть действие совершает объект, который обозначен вторым словом. Например,

נְשִיקַת אֵם (нэшикАт эм) – «поцелуй матери, материнский поцелуй».

Существительное женского рода единственного числа נְשִיקָה (нэшикА) имеет значение «поцелуй».

 

Первое слово может выражать отношения пассивного действия, то есть объект, который выражен вторым словом, воспринимает действие, которое выполняет объект, выраженный первым словом. Например,

כִּיבּוּד אָב (кибУд ав) – «почитание отца».

Существительное мужского рода единственного числа כִּיבּוּד (кибУд) имеет значения «почитание, уважение; угощение».

 

Итак, на данном уроке мы рассмотрели зависимые сопряжённые сочетания существительных и что выражает первое (определяемое) слово в таком сочетании.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *