4. «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ — ВЫБИРАЙ НА ВКУС»
(из повести «Израиль в сердце у меня»)
А. Грибер
Уезжая в Израиль на постоянное место жительства мы с Машей прекрасно понимали, что в такой маленькой стране вряд ли пригодятся учитель русского языка и литературы, музыкант широкого профиля и инженер по стандартизации в возрасте 44 года. Поэтому мы готовы были идти на любую работу, чтобы обустроиться и вырастить детей.
Приехав в Израиль, мы неоднократно слышали рассказы о том, как немецкие профессора в своё время подметали улицы. Но эти вакансии уже до нашего приезда были заняты.
— Нет худа без добра, — сказали мы сами себе, — будем искать другую работу.
Пока мы изучали иврит в ульпане, вопрос о работе вообще не возникал. А после окончания ульпана мы встали на учёт в бюро по трудоустройству.
Прослышав о том, что в нашем районе в Доме культуры под названием «Наш дом» по вечерам встречаются музыканты, певцы, танцоры и артисты, приехавшие из СССР, я направился туда, чтобы, как говорится, на других посмотреть и себя показать. Хорошо, что я привёз с собой баян-аккордеон! Он меня не подвёл. Сразу нашлись певцы и певицы, которым нужен был хороший концертмейстер. И мы начали выступать на различных выездных небольших концертах. Заработок на них был небольшой, но я утешал себя мыслями, что это только начало.
И я оказался прав. Уже в мае 1991 года меня пригласили на работу в организацию «ШилО», которая создала дневные центры, где люди «золотого» возраста проводили первую половину дня. Здесь они завтракали и обедали, занимались гимнастикой и физиотерапией, принимали участие в работе различных кружков по своим склонностям, слушали лекции на разные темы, пели и танцевали под аккордеон.
В один из таких центров под названием «БарзилАй», который находился в двух кварталах от дома, где мы жили, я и пришёл на работу в качестве музыканта. Два раза в неделю я проводил там по два часовых музыкальных занятия в день. Мне пришлось очень быстро выучить израильские песни на иврите, хотя мои слушатели с удовольствием принимали и песни на русском языке. Я играл разнообразные музыкальные произведения, под которые хорошо танцевалось.
Когда в дневном центре узнали, что я преподавал иврит в СССР, мне сразу предложили проводить уроки иврита для русскоязычных посетителей центра по одному часу два раза в неделю.
Моя деятельность была оценена руководством. В августе меня направили на работу в ещё один дневной центр с таким же графиком работы. В октябре я уже работал в трёх дневных центрах. А в декабре прибавился дневной центр в пригороде Хайфы – Кирьят-Хаим.
Параллельно с работой в дневных центрах я выступал со своими концертами в районных клубах для пенсионеров, а также время от времени выезжал на различные концерты со своими певцами, певицами и танцорами.
Я похлопотал за Машу в моём первом дневном центре «Барзилай», и в декабре она была принята туда на работу в качестве кассира. Так постепенно мы оба нашли себе работу в Израиле.
Прошёл ровно год с начала моей работы в дневных центрах, а я уже работал в первой половине дня в четырёх дневных центрах.
Прослышав о моих уроках иврита, городской отдел интеграции репатриантов в июне 1992 года пригласил меня на работу в качестве преподавателя иврита в городских клубах культуры и спорта. А поскольку таких клубов в Хайфе было немало, то и во второй половине дня у меня прибавилось много работы.
Но как оказалось судьба приготовила мне ещё один сюрприз. В начале декабря 1994 года мне позвонили хозяева одного частного Дома для престарелых родителей и предложили поработать у них музыкантом. После долгих уговоров я согласился. И правильно сделал. Потому что если ты делаешь кому-то добро, то это добро к тебе и возвращается. Но об этом в следующем рассказе.
И вот, 11 лет три раза в неделю в вечернее время я приезжал в этот Дом и устраивал часовые концерты для его обитателей на двух этажах. Причём второй час, который проходил в холле недалеко от входа в Дом, часто превращался в вечер танцев. За время своей работы в Доме для родителей я познакомился со многими видными людьми Израиля, которые приходили навещать своих родителей. Это были и депутаты Кнессета — парламента Израиля, и знаменитые израильские композиторы, песни которых я пел.
Организация «Шило», в которой я работал в первой половине дня, открыла новый дневной центр в больнице для пожилых людей «Флиман». Раз в неделю я приезжал туда и проводил музыкальные занятия. Через несколько лет этот дневной центр закрыли. Тогда дирекция больницы обратилась к руководству «Шило» с просьбой разрешить мне по-прежнему приезжать в больницу и устраивать свои выступления, так как моя музыка благоприятно влияла на больных. И я продолжал приезжать раз в неделю в больницу и давать свои получасовые концерты на всех её этажах.
За 22 года своей работы в качестве музыканта я оброс очень значительным песенным репертуаром: 500 песен на иврите, 60 песен на идиш, 30 песен на итальянском, испанском и английском языках, 20 песен на украинском языке и бессчётное количество песен на русском языке.
Я набрался наглости и позволил себе исполнять арии, дуэты и песни из опер «Кармен», «Паяцы», «Риголетто», «Травиатта», из оперетт «Сильва», «Марица», «Принцесса цирка», «Баядера», «Фиалка Монмартра», «Весёлая вдова», «Холопка», из мюзиклов «Моя прекрасная леди», «Звуки музыки», «Собор Парижской богоматери».
И как ни странно, люди это всё воспринимали вполне нормально и даже с удовольствием. Потому что приглашений выступить с концертами в клубах, хостелях и Домах для родителей было довольно много. Если говорить о танцевальной музыке, то здесь мой репертуар был почти безграничным и на любой вкус. Это не хвастовство, а простая констатация факта.
Кроме всего этого, я ещё умудрялся давать частные уроки иврита на квартирах своих учеников.
Как-то так сложилось в моей жизни, что я никогда не искал себе работу. Работа всегда находила меня – и в Казахстане, и на Украине. Я думал, что в такой маленькой стране, как Израиль, мне придётся нелегко с поисками работы. Я был готов даже поменять свои профессии на любые другие, чтобы обеспечить своей семье нормальную жизнь. Но судьба распорядилась по-другому. И опять работа нашла меня.
Когда-то давно советский поэт Владимир Маяковский написал:
«Все работы хороши – выбирай на вкус!»
А у меня в жизни случилось наоборот. Работы выбирали меня. И я об этом нисколько не жалею.
Cпасибо за такие трогательные, душевные рассказы. Читаю с большим удовольствием. Талантливый человек талантлив во всем!