СТОИТ ЛИ НОРМАЛЬНЫМ ЛЮДЯМ ЧИТАТЬ И СЛУШАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЮДОФОБОВ И АНТИСЕМИТОВ?
А. Грибер
Вопрос, вынесенный мной в заголовок данной статьи, не столь наивен, как может показаться на первый взгляд. Только ли нравственно и эстетически действуют на нас произведения литературы, музыки, театра и кино?
В книге Рушеля Блаво (Рушеля Эфраимовича Хаимова) «Музыка здоровья» я прочёл следующее:
«Хочется спросить коллег-музыкотерапевтов, предписывающих прослушивание «Реквиема» Моцарта пациенту с диагнозом «острое горе»: почему, получая психологически благополучный результат, вы после этого не проверяете у него состояние почек? Ведь известно, что Моцарт мучился тяжёлым почечным расстройством и создавал свой «Реквием», будучи глубоко больным, к тому же страдая от крайней нужды и мрачных переживаний. И все эти страдания в «Реквиеме» есть, и они определённым образом программируют пациента на психическом и телесном уровнях».
И далее ещё одна цитата оттуда же:
«Вот и получается своеобразная аналогия с применением антибиотиков или транквилизаторов – что-то излечили, а чему-то, возможно, и повредили, даже не позаботившись узнать об этом». [more]
Что же это получается, спросит читатель, все невзгоды, болезни, трагические переживания, душевная неуравновешенность литераторов и музыкантов запечатлелись в их произведениях? Следовательно, воспринимая такие произведения эстетически, мы тем самым вносим в наш организм ту бессознательную программу, которую любой автор невольно закладывает в своё произведение?
Да, к сожалению, дело обстоит именно таким образом. У творческих личностей, которые часто сами по себе стоят на грани невроза и отличаются особой чувствительностью и неустойчивостью нервной системы, психическое состояние невольно оказывает влияние на их творческую деятельность. Таким образом, существует определённая взаимосвязь между психическим расстройством или душевным кризисом и произведением искусства.
Ксенофобия, куда естественным образом входит юдофобия, и расизм, где почётное место занимает антисемитизм, безусловно, относятся к серьёзнейшим психологическим и даже генетическим заболеваниям. Хотя некоторые пытаются возвести эти болезни в ранг того или иного мировоззрения.
О каком мировоззрении можно говорить, если в природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным, который порождает ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. А расизм вообще приписывает превосходство или неполноценность отдельным расовым либо этническим группам и обосновывает право одних людей господствовать над другими или отвергать их.
Один из российских идеологов сионизма XIX века и врач по профессии Л. С. Пинскер отмечал, что юдофобия это наследственное психическое заболевание.
Люди, которые подвержены этому заболеванию, стараются все свои тайные страхи и фобии, явные или скрытые пороки и недостатки, вольные и невольные прегрешения, мучительное недовольство собой извлечь из своей души, из глубины подсознания и громко заявить о них. Однако при этом такие люди приписывают всё, что присуще им, не себе, а каким-то другим людям, которых они не понимают, не жалеют, не терпят, не уважают, не любят или попросту боятся. И вот тогда они сосредотачивают на них всё своё непонимание или неуважение, всю свою нетерпимость, злость или ненависть.
Антисемитизм – это один из видов психического расстройства, маниакального психоза. Психиатр Чезаре Ламброзо усматривал в антисемитизме атавизм и психопатологию, которые, по его теории, являются чертами «преступной личности». Доктор психологии Будимир Фролов нередко говорил: «Когда я вижу антисемита, я точно знаю, что у него с психикой не в порядке». Доктор медицинских наук И. Кипервас характеризует антисемитизм как проявление невроза и как форму функциональной агнозии. Большинство фанатичных антисемитов, шовинистов и расистов — психопаты.
Человеческая психика устроена таким образом, что люди любят своих ближних за то добро, которое они им сделали, и ненавидят за то зло, которое они им причинили.
Юдофобия как разновидность ксенофобии и антисемитизм как разновидность расизма, присущи многим народам и их представителям. Не обошли они стороной, к сожалению, людей таких гуманитарных направлений, как литература, театр, музыка.
История сохранила в нашей памяти имена этих людей: французские писатели Ж. Вольтер, Л. Селин, немецкий композитор и писатель Р. Вагнер, русские и российские писатели Ф. Достоевский, Н. Некрасов, Н. Гоголь, И. Гончаров, И. Аксаков, А. Белый, А. Куприн, В. Розанов, М. Булгаков, С. Есенин, А. Блок, М. Шолохов, А. Солженицын, В. Астафьев, В. Солоухин, В. Белов, В. Распутин, А. Проханов, венгерский композитор Ф. Лист, греческий композитор М. Теодоракис, советские композиторы Г. Свиридов, Б. Мокроусов.
А. С. Пушкин устами Моцарта в пьесе «Моцарт и Сальери» сказал, что гений и злодейство — две вещи несовместные. Здесь, по моему мнению, Пушкин выдавал желаемое за действительное. К сожалению, литературный или музыкальный талант и злодейство могут прекрасно уживаться в одном человеке, потому что правила человеческой морали и проявления таланта не зависят друг от друга, они могут никогда не пересекаться и вести себя так, как им заблагорассудится.
Поэтому следует отделять «зёрна от плевел», личность от таланта, пусть даже гениального.
И чтобы не занести в свой организм бациллы таких болезней человечества, как ксенофобия, шовинизм и расизм, нормальным людям следует, на мой и не только мой взгляд, воздерживаться от прочтения и прослушивания таких произведений литературы и искусства, которые могут запустить в них механизм этих проклятых болезней.
Ага, понятно тогда, почему мне от Достоевского и Солженицына просто дурно. Знаю, понимаю, что БОЛЬШИЕ писатели, а читать не могу…
Но вообще, ЗНАТЬ, что говорит и пишет эта шушера — надо. Чтобы адекватно отвечать. А вот человеку с повышенной чувствительностью, с обнаженной душой, по-моему, все же не стоит читать эти подленькие «статусы» и «комменты», она просто заболевает от них… Спасибо за пост!
Приятно встретить единомышленника!
Прочитал несколько лет назад книжонку Дугласа Рида «Спор о Сионе». Такая антисемиткой направленности, 600 страниц мелким шрифтом. Есть мировоззрения, к которым относишься с презрением и отвращением. Думаю не стоит тратить время на этот бред. Кстати, эта книжка вызвала только восхищение моим народом.