УРОК № 75. СОПРЯЖЁННЫЕ СОЧЕТАНИЯ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
(из авторского курса «Грамматика практического иврита»)
А. Грибер
Вы уже знаете, что существуют сопряжённые сочетания существительных и сопряжённые сочетания прилагательных с существительными.
В иврите имеются также сопряжённые сочетания разных частей речи.
Следует помнить, что первое слово в сопряжённом сочетании используется в сопряжённой форме.
Ударение в сопряжённом сочетании падает на второе слово.
Существительные могут образовывать сопряжённые сочетания с местоимениями.
Местоимение מָה (ма), являясь вторым определяющим словом сопряжённого сочетания, создаёт значения неопределённости «какой-либо, кое-какой, некоторый». Например,
בְּמִידַת-מָה (бэ-мидат-мА) «в какой-то мере, в меру чего-то, в какой-то степени, в некоторой степени».
Существительное женского рода единственного числа מִידָה (мидА) имеет значения «мера (граница), размер (величина)».
דבַר-מָה (двар-мА) «что-либо, что-нибудь, что-то, нечто, кое-что; мелочь».
Существительное мужского рода единственного числа דָבָר (давАр) имеет значения «вещь, предмет; нечто, что-то».
הַשפָּעַת-מָה (hашпаат-мА) «какое-то (какое-либо, какое-нибудь) влияние».
זמַן-מָה (зман-мА) «какое-то время, некоторое время».
מִשוּם-מָה (мишум-мА) «что-то (неясно почему), почему-либо, почему-то; из-за чего-то».
Слово מִשוּם (мишУм) имеет значение «своего рода».
Существительные могут образовывать сопряжённые сочетания с наречиями. Например,
בְּמִידַת הָאֶפשָר (бэ-мидАт hа-эфшАр) «по мере возможности».
Наречие אֶפשָר (эфшАр) имеет значения «возможно (осуществимо), можно».
Существительные могут образовывать сопряжённые сочетания с предлогами.
Предлог עַל (ал), являясь вторым определяющим словом сопряжённого сочетания, имеет значения «над, сверх». Например,
בִּנייַן-עָל (бинйан-Ал) «надстройка (в философии)».
מוֹלִיך-עַל (молих-Ал) «сверхпроводник».
מוֹלִיכוּת-עַל (молихут-Ал) «сверхпроводимость».
מַעֲצֶמֶת-עַל (маацэмэт-Ал) «сверхдержава».
Наречия могут образовывать сопряжённые сочетания с существительными и прилагательными.
Наречие דַי (дай) со значениями «довольно, достаточно (имеется), хватит», являясь первым словом сопряжённого сочетания, указывает на проявление чего-либо в нужной или достаточной мере и приобретает форму דֵי (дэй). Например,
דֵי הַצוֹרֶך (дэй hа-цОрэх) «достаточно, сколько нужно».
Существительное мужского рода единственного числа צוֹרֶך (цОрэх) имеет значения «потребность, надобность, нужда».
דֵי צוֹרכּוֹ (дэй цоркО) «достаточно, сколько нужно, в достаточной мере».
דֵי זמַן (дэй змАн) «достаточно времени».
דֵי מָקוֹם (дэй макОм) «достаточно места».
דֵי גָדוֹל (дэй гадОл) «достаточно большой».
דֵי טוֹב (дэй тОв) «достаточно хороший».
דֵי טָעִים (дэй таИм) «достаточно вкусный».
Ваш комментарий будет первым