Альфред Грибер

27. ВСТРЕЧА С ВЕЛИКИМ БАЯНИСТОМ

27. ВСТРЕЧА С ВЕЛИКИМ БАЯНИСТОМ

(из повести «Казахстанские зарисовки»)

А. Грибер

В декабре 1964 года в Гурьев приехал с концертами известный советский баянист, заслуженный артист РСФСР Юрий Иванович Казаков. Для меня встреча с кумиром всех баянистов того времени была чрезвычайно волнительна и интересна.

Юрий Казаков был в то время среди баянистов звездой первой величины. С его именем связано рождение нового жанра на концертной эстраде: жанра сольного концерта на баяне. Первый такой концерт состоялся в 1957 году в Москве в зале Государственной консерватории и прошёл с большим успехом.

Впервые в истории баян, наравне с классическими инструментами, получил право на высшую концертную деятельность. Юрий Иванович ввёл баян в камерный ансамбль в сочетании с двумя скрипками. Впервые прозвучал баян и с виолончелью во время совместных выступлений Юрия Казакова с одним из лучших виолончелистов мира Мстиславом Ростроповичем. Как-то великий Ростропович сказал о Казакове:

— Прекрасный музыкант, в своих концертах он проявлял замечательные качества виртуоза и мастера исключительного динамического разнообразия в понимании глубины композиторского замысла. …Мне посчастливилось, что наш дуэт состоялся с Юрием Казаковым, ведь именно он был (в 50-е годы) не только первым и единственным исполнителем, игравшим на баяне новой конструкции, но и создателем этого выборно-готового многотембрового баяна.

Активная концертная деятельность привела Казакова к необходимости создания усовершенствованного баяна, дающего возможность значительно расширить репертуар и улучшить качество исполнения. Юрий Иванович вспоминал:

— В моей исполнительской жизни настал момент, когда, пытаясь играть некоторые фортепианные пьесы, я ничего не мог поделать с неповоротливой «левой стороной». Требовался многотембровый «выборный» инструмент. Однако, понимая, что на выборном хорошо звучит полифония, я вместе с тем не желал расставаться и с «готовым аккомпанементом». Словом, мне требовался такой баян, в левой клавиатуре которого обычные «готовые» басы и аккорды переключались бы в «выборный» (хроматический звукоряд). Правую же я мечтал усилить и дополнить несколькими тембрами. Я же, зная, каким этот баян будет, тем временем упражнял левую руку на правой клавиатуре, перевернув вверх тормашками старый баян.

Специально для Казакова в 1951 году был изготовлен многотембровый готово-выборный баян, который позволил ему с успехом сыграть произведения, ранее на баяне не исполнявшиеся. За 18 месяцев мастер Ф. А. Фиганов исполнил «заказ», и на свет появился уникальный инструмент, который весил 18 кг, стоил 18 тысяч рублей (до реформы 1961 года) и «побывал» со своим хозяином в 18 странах мира.

С появлением нового баяна Казакову пришлось менять всё — и манеру, и стиль исполнения, и репертуар. Но благодаря работе, проделанной музыкантом, баян шагнул навстречу мировой классике. В руках мастера-виртуоза он впервые запел «голосами» Баха, Моцарта, Рахманинова, Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича. Яркий талант музыканта раскрыл новые возможности инструмента, и баян впервые на эстраде зазвучал в сочетании со скрипкой, арфой, флейтой, виолончелью. Но Казаков не отказался и от народной музыки. В его репертуаре органично сочетались народные напевы, классика и сочинения, которые были написаны специально для баяна.

Юрий Казаков принимал участие на Международном конкурсе исполнителей на народных инструментах в Варшаве в 1955 году, где его выступление было отмечено золотой медалью, дипломом первой степени, званием лауреата Международного конкурса. С большим успехом проходили гастроли Юрия Ивановича во многих странах мира.

И вот с таким выдающимся музыкантом мне выпало счастье познакомиться. После своего первого концерта в Гурьеве Юрий Иванович Казаков подарил мне свой автобиографический проспект с дарственной надписью:

«Уважаемому Алику в память о концерте и с лучшими пожеланиями. Казаков-баян. Дек. 64 г. Гурьев».

Он слушал мою игру, потом научил меня играть на своём замечательном баяне (техника игры на готово-выборном баяне существенно отличается от игры на обычном баяне).

Каким-то образом мне стало известно, что у Юрия Ивановича 24 декабря будет день рождения (40 лет). Я предложил маме отпраздновать его день рождения у нас дома и пригласил ничего не подозревающего Юрия Ивановича к нам в гости.

Когда он пришёл, его ждал сюрприз — праздничный стол. Юрий Иванович был очень растроган этим вниманием, потому что вдали от дома он не надеялся отметить свой юбилей.

Когда Юрий Иванович уезжал из Гурьева, я пошёл провожать его на вокзал. И вдруг перед самым отправлением поезда он спросил меня:

— Скажи мне, пожалуйста, дорогой Алик, что ты собираешься делать дальше в жизни как музыкант? Есть ли у тебя какие-либо планы?

— Сейчас я работаю главным концертмейстером Ансамбля песни и танца в Доме культуры, где мы с Вами, Юрий Иванович, и познакомились, — ответил я. — В будущем году я должен идти в армию. А уже после армии, наверно, пойду работать в музыкальную школу и буду учить детей играть на баяне.

— Послушай, мой юный друг, что я тебе сейчас скажу, — сказал Юрий Иванович. — Преподавать ты всегда успеешь. Ты талантливый музыкант. Поэтому ты должен нести своё искусство людям. Пусть люди слушают тебя и получают удовольствие от твоей игры. Иди и играй для людей!

И этот наказ великого музыканта я выполнял всю свою жизнь!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *