УРОК № 11. КОРЕНЬ, МОДЕЛЬ И ОСНОВА СЛОВА
(из авторского курса «Практический иврит для жизни»)
А. Грибер
В иврите, как и в русском языке, все родственные слова имеют общую часть, которая обладает определённым, самым общим смысловым значением. Она используется в качестве исходного материала для построения слов. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.
Эта общая часть называется שוֹרֶש (шОрэш) со значением «корень (в разных значениях, истоки чего-либо)».
Однако, в иврите, в отличие от русского языка, корень слова — это только набор согласных букв, которые сохраняют свой порядок во всех родственных словах. В состав корня слова может входить любая буква алфавита, но не гласные звуки. Поэтому корень слова можно только обозначить, называя буквы.
Конечно, состоящий из одних согласных букв корень — это грамматическая абстракция. Корень не существует самостоятельно, отдельно от слов. Корень не является такой частью слова, которую можно как-то произнести.
Однако, в иврите, в отличие от русского языка, корень слова — это только набор согласных букв, которые сохраняют свой порядок во всех родственных словах.
В состав корня слова может входить любая буква алфавита, но не гласные звуки. Поэтому корень слова можно только обозначить, называя буквы.
В зависимости от фонетических свойств букв, корни разделяются на две группы:
— СТАБИЛЬНЫЕ корни, которые состоят из стойких, стабильных, произносимых букв. Они сохраняются и произносятся во всех формах слова.
— НЕСТАБИЛЬНЫЕ корни, в которых одна или более букв имеют тенденцию либо терять своё произношение, либо выпадать из корня, либо ассимилироваться с последующей буквой корня.
Количество согласных букв корня может варьироваться от 2 до 5. Однако большинство корней слов состоят из трёх согласных букв.
Все элементы слова образуют своеобразный грамматический комплекс – «модель», в которой цифрами обозначены гипотетические буквы корня. Модель слова – это определённое число слогов, с определённым чередованием гласных звуков и с определёнными буквами, которые добавлены к корневым буквам.
Модели бывают только у знаменательных частей речи – имён и глаголов.
Модель, которая присуща тому или иному имени (существительному или прилагательному), называется מִשקָל (мишкАл), которая имеет значения «вес (о взвешивании); гиря; весы (прибор); размер стиха; важность; структура слова (в грамматике иврита)».
Модель, которая присуща тому или иному глаголу, называется בִּנייָן (бинйАн), которая имеет значения «здание, сооружение, строение, постройка; строительство; порода глагола (форма построения глагола из корня)».
Если изъять из слова его так называемый «скелет» – корень, который состоит из букв алфавита, то останутся такие языковые элементы, как огласовки букв корня, буквы и огласовки приставок, суффиксов и окончаний, знак «дагЭш», то есть то, что находится как внутри корня, так и вокруг него.
Все эти элементы образуют своеобразный грамматический комплекс под названием «модель», в которой цифрами обозначены гипотетические буквы корня.
Из 22 букв алфавита только 11 букв могут входить в состав приставок и суффиксов. К ним относятся следующие буквы:
א (Алэф), ב (бэт), ה (hэй), ו (вав), י (йуд), כ (каф),
ל (лАмэд), מ (мэм), נ (нун), ש (шин), ת (тав).
К корню могут быть добавлены служебные части слова, которые вносят в слово дополнительное значение и служат для образования слов или форм слова. Такими служебными частями являются приставка, суффикс и окончание.
С добавлением к корню каких-либо языковых элементов, которые объединяют слова как с точки зрения их общей структуры, так и с точки зрения их смысловой классификации, образуется основа слова – גֶזַע (гЭза), которая имеет значения «ствол (дерева); раса; порода (животных)».
По своему строению основы слов разделяются на две группы – простую и расширенную.
ПРОСТАЯ основа образуется с участием только внутренних средств словообразования, к которым относятся огласовки и знак «дагЭш».
РАСШИРЕННАЯ основа образуется с участием как внутренних (огласовки и знак «дагЭш»), так и внешних средств словообразования, к которым относятся приставки, суффиксы и окончания.
Под ред. А.Е. Махова. «Эмблематика и эмблематичность в западноевропейской и русской культуре» (Intrada, 2016) В России впервые издана коллективная монография, посвящённая эмблеме словесно-визуальному жанру, широко распространённому в западноевропейской культуре XV-XVIII вв., а с XVII в. известному также и в России. В её основе доклады, сделанные в РГГУ, на круглом столе Эмблематика в европейской культуре 4 апреля 2015 г., организованном гуманитарным клубом Intrada совместно с ИФИ РГГУ и ИМЛИ РАН. В монографии рассматриваются поэтика эмблемы (прежде всего особенности взаимодействия в ней слова и образа), эмблематическая топика (круг идей, мотивов, устойчивых формул, используемых в эмблематике), предыстория эмблематики, а также эмблематичность как особый модус художественного мышления, сохраняющий свою значимость и после заката книжной эмблемы.