7. ТРИУМФАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ
(из повести «Эстрадины моей жизни»)
А. Грибер
1970 год был провозглашён в СССР годом 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Поэтому любое событие, происходившее в стране, было посвящено этой дате.
Коллективы художественной самодеятельности клуба житомирского завода «Электроизмеритель», где я работал художественным руководителем, выступали на городских, областных и республиканских конкурсах, посвящённых юбилею вождя всего прогрессивного человечества. Они получали аплодисменты зрителей и завоёвывали высокие места, а я получал почётные грамоты от завода, города, области и республики.
Однако юбилейный ленинский год запомнился мне теми событиями, которые были связаны с электронным баяном «Эстрадин-8Б».
Первая общественная демонстрация нового инструмента состоялась в клубе завода, куда были приглашены всё руководство завода, все общественные организации (партком, завком, комитет комсомола), редакция заводской газеты, представители отделов, служб и цехов, принимавших участие в изготовлении опытного образца.
Однако слух о чудо-инструменте быстро разошёлся по заводу, и к назначенному часу зал клуба завода был не только заполнен всеми желающими увидеть и услышать новый электронный баян, а, можно сказать, забит до отказа. Всё фойе перед залом также было заполнено народом.
Моё первое выступление в заводском клубе стало триумфом содружества инженеров-конструкторов и музыканта. Успех превзошёл даже самые смелые наши ожидания. После исполнения каждого произведения вспыхивали овации. Это была настоящая победа!
После демонстрации электронного баяна каждый из нас получил сполна и поздравления, и улыбки, и аплодисменты, и объятия, и рукопожатия. Мы были безмерно счастливы!
Когда зрители, обмениваясь между собой впечатлениями о концерте, стали потихоньку расходиться, Леонид Федорчук, Лев Фукс и я принялись подготавливать наш электронный баян для транспортировки в лабораторию. Начали отсоединять звуковые колонки, упаковывать кабели и педаль, укладывать баян в футляр.
За этой работой мы совсем не заметили, что к нам кто-то подошёл. Мы встрепенулись от неожиданности только тогда, когда услышали мужской голос:
— Добрый день!
— Здравствуйте! – почти машинально ответили мы хором.
Оглянувшись, мы увидели незнакомого мужчину, который, улыбаясь, протягивал нам руку для приветствия:
— Разрешите представиться – Рюмин, корреспондент Украинского республиканского радио и телевидения по Житомирской области. А по совместительству – муж руководителя вашего драмкружка Зои Петровны Калюги. Это она, кстати, меня сегодня сюда и привела.
— Очень приятно! – произнесли мы, по очереди представляясь нашему новому гостю.
— Дорогие мои, увиденное и услышанное здесь сегодня поразило меня настолько, что я до сих пор не могу поверить, что это было со мной на самом деле. Поверьте мне, прожжённому журналюге, что в своей жизни я повидал такое, что перестал чему-либо удивляться. Но сегодня я сражён наповал. Сидит на сцене один человек, держит в руках обычный баян, а вокруг летают чудесные звуки. Я сначала, грешным делом, подумал, что это какая-то мистификация: звучит фонограмма оркестра электромузыкальных инструментов Всесоюзного радио, а этот молодой человек изображает игру на баяне. Такое часто можно увидеть и услышать в наших фильмах. Но когда зазвучали орган, фортепиано, духовые инструменты, я понял, что это не фонограмма, а живое исполнение. А добила меня фантазия на русские народные темы, когда простой баян перекликался с электронным оркестром. Тут уже не только все сомнения отпали, а появилось чувство восхищения талантом исполнителя.
— А наш Альфред не просто исполнитель, он вместе с нами в качестве музыкального консультанта участвовал в создании этого электронного баяна, — перебил Рюмина Леонид Федорчук.
— А давайте сделаем специальную передачу на Житомирском радио, где расскажем о тех людях, которые создали такое музыкальное чудо. Пусть житомиряне узнают о своих современных талантливых земляках. Дадим им послушать прекрасные звуки вашего нового музыкального инструмента.
— Заметьте, — вступил в разговор Лев Фукс, — такого электронного баяна больше нигде в мире нет.
— Тем более мы должны рассказать о нём всем. Давайте я вам позвоню на днях, и мы договоримся о записи такой радиопередачи.
Мы обменялись с Рюминым телефонами и тепло попрощались.
Буквально через неделю мы уже были в студии Житомирского радиовещания, где и была записана первая радиопередача об электронном баяне «Эстрадин-8Б» и его создателях. Кажется, эта передача называлась «Творцы волшебной музыки» или что-то в этом роде.
Передача вызвала широчайший резонанс у радиослушателей. На Житомирское радио и на завод стали приходить в большом количестве письма с вопросами, пожеланиями, предложениями и просто со словами восхищения и благодарности. Причём адреса были предельно лаконичными: «Житомир. Радио. Передача об электронном баяне» или «Житомир. Завод «Электроизмеритель». Конструкторам электронного баяна».
Данную радиопередачу повторяли по Житомирскому радио ещё несколько раз, потому что приходили многочисленные письма от тех людей, которые не слышали её, но очень хотели узнать о новом музыкальном чуде.
Рюмин ознакомил со своей радиопередачей об электронном баяне руководство Республиканского радио и телевидения в Киеве. И очень скоро на завод пришло приглашение от телепередачи «На меридианах Украины» организовать телевизионную встречу с создателями электронного баяна, чтобы познакомить телезрителей Украины с достижениями житомирских конструкторов.
Утром в одну из суббот февраля 1970 года Леонид Иванович Федорчук, я и корреспондент Республиканского радио и телевидения Рюмин вместе с нашим электронным баяном поехали в Киев, чтобы выступить в этой телепередаче.
Прямой эфир начался ровно в 17.00. После того, как ведущая объявила тему передачи, бразды правления в свои руки забрал Рюмин. Он задавал Федорчуку и мне разные вопросы, на которые мы успешно отвечали. А в перерывах между вопросами и ответами я играл на электронном баяне произведения из своего репертуара.
Как только прямой эфир закончился, студия начала заполняться работниками телевидения. Все восхищались инструментом, задавали нам с Федорчуком кучу вопросов, просили меня ещё что-нибудь сыграть. Это длилось примерно ещё полчаса.
За это время нам сообщили, что на телевидение поступило уже несколько десятков телефонных звонков с отзывами о передаче. Все сообщения были примерно такого содержания: «Это здорово!», «Вот это да!», «Молодцы житомиряне!», «Повторите, пожалуйста, эту передачу. Мы хотим записать её на магнитофон, а то нам просто не поверят, что такое возможно», «Я включил телевизор, когда передача уже шла, и поэтому не смог услышать всё, что исполняли на этом электронном баяне. А когда будет повторение этой программы?», «А как можно познакомиться с участниками передачи?», «А где можно купить такой электронный баян?».
Так как нужно было готовить студию к следующей передаче, мы с Федорчуком начали собирать и упаковывать все составные части нашего инструмента. Но не тут-то было. Работники телевидения подхватили нас под руки, собрали весь наш электронный комплекс и привели в отдел «Новости дня», где уже собралось немало людей.
И всё завертелось по второму кругу. Мы только успевали отвечать на разнообразнейшие вопросы и исполнять многочисленные заявки. Играл я всё, что знал: и песни, и классику, и популярные мелодии. И всё это наши слушатели записывали на магнитофонные ленты.
Когда присутствующие узнали, что я являюсь художественным руководителем заводского клуба, то мне было сразу сделано предложение подготовить несколько номеров заводской художественной самодеятельности в сопровождении электронного баяна для молодёжной передачи «Взгляд» («Погляд»), которая готовилась к международному женскому дню 8 марта.
А затем меня попросили наиграть коротенькие музыкальные отрывки, которые, как мне объяснили, можно будет использовать в качестве заставок к различным телевизионным программам и передачам.
Буквально через несколько дней одна из таких мелодий стала музыкальной заставкой передачи «На меридианах Украины».
Через несколько лет эта же запись стала музыкальной заставкой передач «Новости дня». И несколько раз в день на протяжении многих лет я имел возможность слышать свою игру на электронном баяне с экрана телевизора.
Не успели мы прийти в себя после успеха на телевидении, как на завод пришло правительственное письмо. Заместитель председателя Совета министров Украинской ССР Петра Тронько извещал дирекцию завода, что он как председатель Организационного комитета фестиваля самодеятельного искусства Украинской ССР, посвящённого 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, приглашает выступить на заключительном концерте фестиваля художественного руководителя заводского клуба Альфреда Грибера с исполнением ряда произведений на электронном баяне.
От такого приглашения, как не трудно догадаться, отказаться было невозможно. И мы с Леонидом Федорчуком отправились и на этот концерт.
Успех данного выступления был громадный. И в знак признательности я получил правительственную Грамоту за подписью Петра Тронько.
Интерес наших земляков – житомирян к электронному баяну был так велик, что горком партии «предложил» заводу организовать демонстрацию инструмента для широкой публики. И вот летом на улицах города и в областной газете «Советская Житомирщина» («Радянська Житомирщина») появились объявления следующего содержания:
«В Зелёном театре городского парка культуры и отдыха имени Ю. А. Гагарина состоится демонстрация нового музыкального инструмента завода «Электроизмеритель» — электронного баяна «Эстрадин-8Б». Вход для всех желающих свободный».
В назначенное время большой зрительный зал Зелёного театра был заполнен до отказа. Вот уж действительно, яблоку упасть было некуда. Публика сидела не только на ступеньках внутренних проходов, но и стояла в боковых проходах под навесами, а также в верхнем фойе при входе в театр.
Леонид Иванович Федорчук произнёс вступительное слово, в котором рассказал о том, как создавался наш инструмент. А затем он передал эстафету виновнику торжества, ради которого и собралась в Зелёном театре почтенная публика, — электронному баяну «Эстрадин-8Б». Я исполнил на нём всю концертную программу, которая была у меня готова на тот момент. После каждого музыкального номера зал взрывался аплодисментами. Приятно было сознавать, что и на этот раз успех превзошёл все ожидания.
На следующий день и областная газета, и областное радио уделили значительное место отчёту о нашем концерте. Было сказано много добрых слов в адрес завода, инженеров-конструкторов, создавших такой чудесный инструмент, и музыканта, который великолепно продемонстрировал житомирской публике возможности электронного баяна.
В перерывах между демонстрациями и презентациями электронного баяна проводились определённые работы по его совершенствованию.
В конце декабря 1970 года Леонид Федорчук и я были приглашены в Москву в Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР для представления электробаяна министру Константину Николаевичу Рудневу.
Мы прибыли в назначенный день в министерство. Где-то во второй половине дня нам предоставили возможность расположиться в зале заседаний министерства. Дело близилось к вечеру. Референт министра предупредил нас, что на всё про всё нам отпущено полчаса, так как министр очень устал после трудового дня. Мы с Леонидом Ивановичем составили примерный план демонстрации инструмента.
Однако этот план нам не пригодился, потому что министра Руднева интересовали буквально каждые мелочи. Федорчук методично отвечал на все вопросы Константина Николаевича и разъяснял ему тонкости работы инструмента. А моей задачей было продемонстрировать качественно музыкальные возможности электронного баяна. Вся аудиенция вместо запланированных полчаса продолжалась полтора часа.
На прощание министр Руднев пожал нам руки и пожелал успехов в дальнейшей работе. Видно было, что ему понравился наш инструмент.
А к новому 1971 году на завод пришло письмо за подписью министра приборостроения К. Н. Руднева, в котором он отмечал заслуги разработчиков электронного баяна и желал успешного освоения серийного производства этого инструмента.
Триумфальное шествие электронного баяна по стране продолжалось.
Быть хорошим музыкантом — уже достижение, а создать музыкальный инстумент — сложно и чудесно! Создатель саксофона придумал не только его, но мы так признательны ему за этот интрумент!