22. ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ
(из повести «Казахстанские зарисовки»)
А. Грибер
В январе 1963 года буквально накануне третьей четверти школа имени Калинина осталась без учителя музыки и пения. Директор этой школы обратился к заведующему народным отделением музыкального училища Ивану Васильевичу Хованскому с просьбой порекомендовать ему хорошего музыканта, желательно старшекурсника, для работы в качестве учителя музыки и пения в средних классах и руководителя школьного хора.
Был обычный учебный день. Вдруг кто-то из наших ребят подошёл ко мне и сказал:
— Тебя почему-то вызывает к себе Хованский. Он просил тебя срочно найти. Так что давай дуй к нему.
Зайдя в кабинет Ивана Васильевича, я увидел сидящего рядом с ним за столом довольно крупного мужчину представительного вида.
— Добрый день! Иван Васильевич, Вы меня вызывали?
— Привет, Альфред! Вот, познакомься, пожалуйста. Это директор средней школы имени Калинина.
Мужчина встал и протянул мне руку. Я пожал её, и мы представились друг другу.
Иван Васильевич продолжил:
— Присаживайся, пожалуйста. Тут такое дело. Вот-вот должна начаться новая четверть, а учитель пения, который работал в школе Калинина, неожиданно уволился и переехал в другой город. Как ты сам понимаешь, теперь им срочно нужен новый учитель музыки и пения. Я вот тут подумал и пришёл к решению, что ты вполне мог бы справиться с этой работой. Ты ведь уже был и руководителем художественной самодеятельности, и в детских садах работал. Ну, как, возьмёшься?
— Иван Васильевич, а это ничего, что мне всего 17 лет? – спросил я. — Ведь мои сверстники учатся сейчас в 10-м классе. И тут появлюсь я, их ровесник, в качестве учителя.
Тут в разговор вмешался директор школы:
— У нас в школе уже есть молодые учителя, правда, чуть постарше Вас. А Вы выглядите вполне взрослым человеком. Так что никто и не догадается, что Вам всего 17 лет.
— Но я ведь учусь только на третьем курсе, — пытался возразить я. — Может быть, всё-таки лучше, чтобы кто-нибудь с опытом, с четвёртого курса взялся за эту работу. Я ещё не работал учителем в школе и поэтому не имею никакого опыта.
Иван Васильевич замахал на меня руками и произнёс:
— Когда мы тебя рекомендовали на работу руководителем художественной самодеятельности, ты тоже говорил, что у тебя нет опыта и тебе всего 15 лет. Но ведь справился, и даже хорошо справился. Мне звонили и рассказывали о тебе много хорошего. И в детских садах у тебя, слава Богу, всё было в порядке. Так что опыт — это дело наживное. Научишься — и будешь работать.
Вот так я и стал учителем музыки и пения в общеобразовательной школе. Сразу пришлось взяться за освоение школьной программы для разных классов по музыке. Кроме уроков, я должен был также заниматься и со школьным хором. И, действительно, эта работа у меня быстро наладилась. Обычно мои уроки в школе мне планировали так, чтобы я не пропускал занятия в музыкальном училище.
Учительский коллектив как-то сразу принял меня тепло в свои ряды, и я совсем не чувствовал себя слишком юным среди остальных учителей. Напротив, я был счастлив и горд тем, что в такие свои молодые годы я совсем неожиданно для себя получил возможность стать школьным учителем.
Ваш комментарий будет первым