Альфред Грибер

5. ПЯТАЯ ПОВЕСТЬ

5. ПЯТАЯ ПОВЕСТЬ

(из повести «Прощальные встречи»)

А. Грибер

При написании своей книги «Собачья жизнь-2» Лёня постоянно обращался ко мне с просьбой вспомнить то или иное событие. Я в ответ делился с ним своими воспоминаниями. Как-то в середине мая 2010 года Лёня вдруг написал мне:

«Слушай, Алик. А чего-то я должен мучиться за тебя. Ты всё хорошо помнишь. Вот садись и сам всё расскажи, как мы жили и работали тогда».

К этому времени у меня уже были написаны четыре биографические повести. «Ну что ж, — подумал я, — пришло время и для пятой». Сел и начал писать.

В рассказах из новой повести, которую я назвал «Эстрадины моей жизни», я попытался рассказать о том пути, который прошёл вместе с Лёней и другими моими друзьями, коллегами и соратниками, работая над созданием электромузыкальных инструментов. По мере готовности я размещал эти рассказы в блогах на сайтах «ЛиРу», «Живой Журнал», «ПрозаРу», «Самиздат», а также на своей «Авторской странице» сайта «Журнал Житомира».

С 21 мая по 17 июля были опубликованы все рассказы новой повести «Эстрадины моей жизни». Ко многим рассказам поступали комментарии. Некоторые из них я приведу.

Комментарии к рассказу «Воспоминание о житомирском театре»:

«Спасибо. Здорово!»

«Альфред! Ваши статьи хоть и написаны с точки зрения одного человека и одной семьи, но дают много полезной исторической информации про наш город. Так держать!!!»

Комментарий к рассказу «Вполне оправданные переходы»:

«Спасибо, что упомянули Михаила Некрича, одного из самых лучших музыкантов города, которого так не любили наши партийные власти только за то, что ребята играли свинг и джаз, а оркестр под его управлением был на высоком профессиональном уровне. То же самое было и с Генрихом Бархударовым. Ну совсем не угодные люди были для отдела культуры того времени. А Вы, как я понял, имели талант и не только музыкальный, но и ладить с ними, чего не хватало Некричу и Бархударову. Ради бога, не принимайте этот комментарий за упрёк, просто вспомнил те хорошие годы, ну и идиотизм наших партийных властей. С уважением!!!»

Мой ответ к данному комментарию:

«Это не я ладил с отделом культуры, а они со мной. Просто у них не было другого выхода. В то время я был, пожалуй, единственным музыкантом, который мог представить с честью житомирские электромузыкальные инструменты в стране и за рубежом. К тому же многие властители того времени любили послушать музыку. А то, чем они были внутри себя, лучше не вспоминать. Но чем я могу сейчас гордиться, так это тем, что никогда перед ними не пресмыкался. И чувствуя это, они, наверно, и уважали меня».

Комментарий Лёни к рассказу «Одесские мелодии»:

«Классно описано! Как потом оказывалось, и министры были обычными и хорошими людьми! Так же какали и писяли. Как все».

Несколько неожиданный комментарий к рассказу «Мои встречи с Л. С. Терменом» от моей бывшей сослуживицы Тани, которая ещё в начале 2008 года настаивала на том, чтобы я писал свои воспоминания:

«Какая у тебя всё же содержательная жизнь была! С какими знаменитыми людьми она тебя сводила! Очень интересно читать! А сколько тебя уговаривать пришлось, чтобы дневник завёл, чтобы о себе писать начинал. Всё скромничал. Скромность украшает тех, кому нечем украситься. Это в утешение себе серости и бездарности придумали! Так что вспоминай далее, и пусть читателей будет более!»

Комментарий к рассказу «Боевое крещение»:

«Ему нет цены, этому Альфреду! Житомир тебя любит, но ты не зазнавайся».

Комментарий к рассказу «Худрук пединститута»:

«Алик! Твои произведения очень интересны! А про электромузыку нет слов!»

Комментарий Лёни к рассказу «Студент-заочник»:

«Вот интересно, а я и не знал, что своей привязанностью к тебе лишил тебя феноменального научного будущего».

Комментарии к рассказу «Альфреду от Аллы»:

«Шикарно! Оригинально! Вкусно читать! Истинный гурман!»

«Отличный рассказ!»

Комментарий к рассказу «Осенняя Загребская ярмарка 1980 года»:

«Все красиво и хорошо написано, приятно читать. Считаю, Вам, уважаемый Альфред, в жизни повезло. Я знал в те годы много музыкантов высокого класса, которые работали в государственных оркестрах СССР. Они так и не побывали за бугром, даже в соцстранах, только потому, что пятая графа не позволяла. Оркестры уезжали без лучших музыкантов того времени. Особенно это ужесточилось, после того как Максим Шостакович попросил политическое убежище в Англии. Хотя у него даже не было еврейских корней. В то время все несогласные с политикой партии, были евреями, даже Солженицын и Сахаров. Короче, все евреи были плохими. Но я ошибался, оказывается были и хорошие».

Мой ответ был следующим:

«Я выезжал за границу не потому, что я был хороший или плохой еврей. Это происходило в силу того, что в то время демонстрировать наши электромузыкальные инструменты, как делал это я, никто не мог. И не потому, что я был гениальный музыкант, а другие — нет. Просто так случилось на то время. Так распорядилась судьба, так легла карта.
У меня был случай перед поездкой в Югославию в 1980 году. Я в своей анкете не упомянул, что женат вторым браком. И в Торгово-промышленной Палате СССР мне заявили, что не могут меня выпустить за границу за такое сокрытие важных данных.
Я сказал: «Хорошо, я не поеду. А кто будет защищать престиж СССР, вместо меня? Вы?» И ушёл звонить в Министерство приборостроения.
Уже через полчаса меня вызвали обратно в кабинет того чиновника, который меня отверг. Он вежливо попросил меня написать добавление к моей анкете, в котором указать данные о моём первом браке. И всё. Через час я уже брал билет на поезд в Загреб.
Так что моё еврейство здесь совершенно ни при чём».

А Лёня ещё и добавил:

«Плохой или хороший человек — не зависит от национальности. Я до сих пор ностальгирую, я знал очень много евреев, которые своими свойствами и талантом были исключительно классными ребятами. Житомир многое потерял оттого, что они покинули Украину».

Комментарии к рассказу «Мой День электромузыки»:

«Была и у меня твоя пластинка! Принес в школу и подарил, как играет Эстрадин!»

«Уважаемый господин Грибер! Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи, откуда черпаю много информации об истории создания на нашем «Электроизмерителе» электронных музыкальных инструментов. Спасибо Вам огромное!»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *