Альфред Грибер

КАКИЕ БЫЛИ МЕСТНЫЕ ПУРИМЫ В ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ?

КАКИЕ БЫЛИ МЕСТНЫЕ ПУРИМЫ В ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ?

А. Грибер

Пурим — это самый радостный еврейский праздник в память о событии, когда был брошен жребий («пур» на иврите) остаться евреям живыми или погибнуть.

Персидский царь Артаксеркс («Ахашверош» на иврите), правивший в IV веке до н. э., выбрал себе в жёны красивую, нежную и скромную девушку Эстер, не догадываясь о том, что она еврейка. Дядя Эстер Мордехай, великий еврейский учёный и праведник, спас жизнь Ахашверошу, за что тот велел вписать имя Мордехая в царские хроники.

Первый министр Аман, человек коварный и злобный, ужасно разозлился на Мордехая за то, что тот не преклонял колени и не кланялся ему. Аман задумал погубить не только Мордехая, но и всех евреев. Он составил указ, в котором повелевалось погубить, уничтожить, смести с лица земли всех евреев, и скрепил его царской печатью.

Мордехай, узнав об этом, попросил Эстер пойти к царю и умолить его отменить страшный указ. Царице удалось уговорить Ахашвероша подарить жизнь ей и её народу. Аман был казнён, а царь издал новый указ, в котором евреи предписывалось быть готовыми к защите от врагов и убивать тех, кто поднимет на них руку.

Так и случилось. Все, кто рассчитывал поживиться за счёт евреев, были перебиты. А Мордехая царь Ахашверош назначил первым министром. Так скорбь и плач обернулись для еврейского народа победой и радостью.

Но в еврейской истории в разное время и в разных странах происходили свои чудеса избавления евреев от уничтожения, так называемые местные Пуримы.

В XI веке в Гранаде жил руководитель еврейской общины, визирь, главнокомандующий, близкий друг и помощник местного халифа Шмуэль а-нагид. Так как халиф Бадис почти не занимался государственными делами, Шмуэль а-нагид был фактическим правителем Гранады. Правители Севильи, главного соперника Гранады, проводили антиеврейскую политику. В 1039 году Шмуэль а-нагид начал войну против Севильи и одержал трудную победу. 24 августа 1039 года в Гранаде заговорщики совершили покушение на Шмуэля а-нагида, но он не пострадал. В память об этом чудесном спасении городские евреи установили «гранадский Пурим».

29 февраля 1236 года в Нарбонне произошёл еврейский погром из-за ссоры между евреем и христианином, в результате которой христианин был убит. Погибших, к счастью, не было, но имущество евреев подверглось ограблению. В ознаменовании того, что всё относительно закончилось благополучно, еврейская городская община установила «нарбоннский Пурим».

2 февраля 1420 года евреи Сарагосы были обвинены в неуважении к королю. Им было предписано встретить короля со свитками Торы. Однако местные юдофобы заявили, что футляры для Торы пусты. Евреи тут же предъявили королю футляры со свитками Торы. Злопыхатели были посрамлены. В память об этом событии, которое расценивалось как чудо, евреи установили ежегодный «сарагосский Пурим».

Турецкий правитель Каира грозился перерезать всех евреев, если они не внесут крупный выкуп. 3 марта 1524 года он был убит солдатами. Этот день отмечался ежегодно еврейской общиной Каира как «египетский Пурим».

В субботу 14 ноября 1541 года флот испанского короля Карла V пытался захватить крепость Алжир. Если бы это произошло, то местным евреям пришлось бы либо креститься, либо погибнуть. Они постились и молились в синагогах. Вдруг разразилась буря, и испанский флот погиб. С тех пор этот день отмечался как «алжирский Пурим».

В начале XVII века отношения между евреями и христианами во Франкфурте-на-Майне резко ухудшились. Городской патрициат покровительствовал евреям, уровень жизни которых повышался, несмотря на общую стагнацию экономики города. Не представленные в муниципалитете цеха, которые возглавляли христиане, видели в евреях опасных конкурентов.

Пряничник Винцент Фетмильх, который называл себя «новым Аманом», являлся лидером ремесленников-христиан. Он потребовал от городского патрициата изгнать евреев из города якобы за то, что они подкупили муниципалитет. Это, по утверждению Фетмильха, привело к тому, что евреи таким образом получили возможность безнаказанно нарушать ограничительные законы и наживаться за счет христиан.

Когда патрициат отверг это требование, начались нападения как на евреев, так и на членов муниципального совета. 4 мая 1614 года группа ремесленников-христиан Франкфурта-на-Майне пыталась ворваться в местное еврейское гетто, но была отброшена. 22 августа 1614 года большая толпа погромщиков под предводительством Винцента Фетмильха вновь атаковала еврейский квартал. Его обитатели, которые защищались с оружием в руках, вынуждены были искать убежища в домах христиан и на кладбище. Погромщики разграбили имущество евреев и сожгли то, что не смогли унести.

24 августа 1614 года Винцент Фетмильх, который фактически захватил власть в городе, приказал изгнать из города евреев. Еврейские женщины и дети уже были ранее заблаговременно вывезены в безопасные места. 1380 человек, в основном мужчины, покинули Франкфурт-на-Майне. Все изгнанники обосновались в окрестных городках и деревнях.

Примерно через полтора года, 10 марта 1616 года евреи в сопровождении отряда правительственных войск при звуках труб и барабанов торжественно вступили во Франкфурт-на-Майне. По указу императора Маттиаса лидер ремесленников Винцент Фетмильх был четвертован, а части его тела были выставлены напоказ в разных частях города. Его дом был снесен, а на этом месте установили позорный столб со стихотворением на немецком и латинском языках, которое описывало казнь Фетмильха.

Император Маттиас взял под своё покровительство франкфуртских евреев и навсегда запретил муниципалитету изгонять тех из них, кто прожил во Франкфурте-на-Майне более трех лет. Он также вменил городским властям в обязанность обеспечивать безопасность еврейской общины. Император приказал выплатить евреям в качестве компенсации 175 тысяч золотых за счёт городского бюджета. В память о событиях 1614–16 годов евреи города учредили ежегодный «франкфуртский Пурим».

10 августа 1684 года в городе Падуе на северо-востоке Италии распространились слухи о том, что евреи помогали туркам во время осады Буды. Толпа напала на еврейское гетто, но армия и часть горожан остановили погром. Для того чтобы прекратить бесчинства, власти ввели смертную казнь для погромщиков. В память о своем спасении евреи Падуи ежегодно отмечали «день благодарения», так называемый «Пурим ди Буда».

29 декабря 1690 года морской порт Анкона в Италии, был разрушен землетрясением. Еврейская община города чудесным образом избежала гибели. В память об этом спасении в этот день празднуется «Пурим Анкона».

25 августа 1743 года Сулеман-Паша после 83 дней осады отвёл свои войска от осаждаемой им почти три месяца Тверии. Через три дня он умер. С тех пор евреи Тверии празднуют в эти дни местный Пурим.

В 1953 году в СССР Сталин, идя по стопам Гитлера, планировал «окончательное решение еврейского вопроса». 6 марта должен был состоятся суд над врачами-убийцами, которых заставили признаться в несовершенных преступлениях. Так называемое «дело врачей-вредителей» должно было подготовить «общественное мнение» страны к выселению евреев из всех республик СССР в Якутию, в район Верхоянска и в другие районы Сибири и Дальнего Востока, где морозы доходили до минус 68 градусов. Значительную часть еврейского населения планировалось уничтожить в пути руками озверевшей толпы. Всё было готово, чтобы перемолоть евреев в прах.

5 марта 1953 было объявлено о смерти Сталина. Ещё один Аман умер, а евреи спаслись.

© Copyright: Альфред Грибер, 2012

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *