10. ТОЙБА (ТАНЯ) И ШАЯ ФИНВАРБ
(из повести «Истоки и корни»)
А. Грибер
В семье Изи и Бейлы Финварб всегда царила дружеская атмосфера. Так уж повелось с самого начала. Многочисленные братья и сёстры помогали не только родителям, но и друг другу. И делали они это бескорыстно, от всего сердца. И даже когда все дети вылетели из родительского гнезда и создали свои семьи, эти отношения между ними сохранились.
В 1893 году у Ицхака и Бейлы родилась вторая дочка – Тойба, а в 1897 году – первый сын – Шая.
Вскоре после того как в 1917 году погиб её отец, Тойба (потом её стали называть Таней) вышла замуж за Зелмана (Зяму) Разумовского. Через год у них родился первый сын Исаак (Изя), названный так в честь отца Тойбы (Тани). А через некоторое время на свет появился и второй сынок – Владимир.
Шая до 1923 года жил вместе с матерью. Когда после гражданской войны он получал новые документы новой страны, он не заметил, что делопроизводитель не дописал в его фамилии последнюю букву «б». А если и заметил, то не придал этому большого значения. С этих пор фамилия Шаи была уже не Финварб, а Финвар.
В январе 1923 года Шая Финвар женился на девушке по имени Рейза (Роза). Уже в октябре этого же года у них родился первый сын, которого они назвали в честь отца Шаи Исааком (Изей). Через 6 лет, в сентябре 1929 года судьба подарила Шаю и Рейзе ещё одного сына, которого они назвали Владимиром.
Неожиданно нагрянувшая война разорвала семьи Тани и Шая на две части. Зелман Разумовский, его сыновья Исаак и Владимир ушли на фронт, а Таня уехала в эвакуацию. Шая и старший сын Исаак ушли на фронт, а Рейза и младший сын Владимир были эвакуированы в город Горький.
Таня вернулась из эвакуации в Херсон сразу после окончания войны. Её муж Зелман Разумовский вернулся с войны живым. А вот их сыновья Изя и Володя остались навечно молодыми на полях сражений Великой отечественной войны.
Шая Финвар на фронте уже почти в самом конце войны получил сильное ранение в голову. Его поместили в госпиталь в городе Харьков.
Исаак (Изя) Финвар вернулся в Херсон после окончания войны, слава Богу, живым. Он начал поиски отца, матери и младшего брата. Ему активно помогали в этом его родная тётя Таня и её муж Зяма.
Долгие поиски привели Изю, Таню и Зелмана в город Харьков, где они нашли Шаю в одном из госпиталей. Он очень просил своих родных найти его жену Розу и сына Володю.
Возвратившись в Херсон, Изя узнал, что его мать Роза и брат Володя были эвакуированы в город Горький. Он поехал туда и выяснил, что его мать Роза умерла от голода, а брата Володю определили в один из горьковских детских домов.
Найти место захоронения своей матери Изе не удалось. Как видно, она была похоронена в общей могиле. Но поиски брата увенчались успехом. Изя нашёл брата, и они вместе возвратились в Херсон.
Таня и Зелман, потеряв на войне своих сыновей Изю и Володю, предложили Изе и Володе Финвар поселиться у них.
29 мая 1946 года Финвар Шая Исаакович умер в харьковском госпитале и был похоронен на воинском участке 3-го харьковского городского кладбища. Изя и Володя полностью осиротели.
Вскоре Зелман Разумовский получил назначение на должность командира пожарной части города Каховка. Таня и Зелман уже успели полюбить Изю и Володю и не хотели с ними расставаться. Они уговорили братьев поехать с ними в Каховку.
Так в семье Тани и Зелмана Разумовских снова появились сыновья Исаак (Изя) и Владимир.
Доброго времени суток, Альфред! Мы, читатели, уже успели полюбить семью Финварб. Ицхак и Белла, их история, как отражение маленьких радостей и больших бед сотен тысяч еврейских семей.
И вот продолжение. Тойба и Шайя – брат и сестра. История короткого счастья двух семей, одинаковые имена для любимых сыновей! Остается только гадать, сколько еще «одинаковых» ребятишек появилось бы у Тани и Розы, если бы не война…
Поражает то достоинство и благородство, с которым эти семьи встретили трагические события военных лет.
А почему, собственно, поражает??
Ведь дети в еврейской семье во все времена считалась смыслом ее существования. Дети – это бесценный дар божий, даже если родители бедны. Думаю, что среди 600000 тысяч детей сирот после войны осталось не так много еврейских ребятишек.
Давно закончилась война. Стремительно меняется мир вокруг нас. Меняется отношение к браку, семье.
Всерьез, на государственном уровне, во многих странах идет дискуссия о том, можно ли считать семьей парочку мужчин? Или двух дамочек? Можно ли им иметь детей? А в самых «продвинутых» странах уже приняты законы – да, это тоже семья! И эта семья может воспитывать детей!
Не является исключением и Израиль. Брак без хупы – уже не исключение. Развод – обыденная вещь. А часто и брака нет. Ну, не хватает прекрасным израильским женщинам мужчин. Ау, мужчины, где вы??
Одно остается неизменным – отношение к детям. С мужем ли, без мужа – ребенок главная ценность и радость в жизни!
Нет в Израиле такого позорного для цивилизованной страны явления, как детские дома. А если и случается беда, то количество семей, желающих принять ребенка, на порядок больше количества детей, которым требуется принимающая семья
.
Соответственно, нет здесь и Павлика Астахова, орущего на весь мир о бедах российских деток, усыновленных в США. Павлику бы разобраться с тем, почему в России 800000 детей (больше, чем после опустошительной войны!) находится в детских домах? Ведь у 90% этих детей есть родители. Я уж не говорю о родне. Что ждет страну с такими нравами?
Последняя инициатива ведомства Павлика Астахова – передавать детей в сельские приемные семьи. В такой семье детское пособие зачастую становится единственным источником дохода для пьющих и безработных «усыновителей». Это породило «новую моду» на селе – «возьми детей вместо скотины». Выгоднее — и забот никаких. Чуть что — сдал обратно в детский дом.
Надеюсь, Альфред, что мы увидим продолжение твоего рассказа! Как сложилась судьба оставшихся в живых братьев Изи и Володи? А судьба их потомков? Остались ли они на Украине? Или нашли свой новый Дом в Израиле?
С уважением и любовью к вашему творчеству. Татьяна.
Большое спасибо, Татьяна, за все твои комментарии к моим рассказам! Эти комментарии сами могут становиться рассказами. С одним из героев данного рассказа, Володей, я встречался в 1951 году, когда мы с мамой приезжали в город Каховку. А потом я видел Володю на фотографии рядом с моей двоюродной тётей Беллой. Изя с Володей впоследствии уехали в Московскую область и жили в городе Подольске. Были ли у них дети? Мне это не известно. Очень приятно, что рассказ о двух сыновьях, которые были с одинаковыми именами в двух семьях родных братьев и сестёр, взволновал читателей и радиослушателей.